24 01 2022

На очередном заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений, прошедшем 20 января 2022 года, под председательством Заместителя Премьер-министра РК Ералы Тугжанова, были обсуждены вопросы регулирования трудовых отношений, оказания мер по обеспечению занятости высвобождаемых работников ТОО «Тенгизшевройл», а также рассмотрен проект Концепции безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года.

В мероприятии приняли участие представители министерств труда и социальной защиты населения, национальной экономики, финансов, юстиции, энергетики, индустрии и инфраструктурного развития, профсоюзных организаций и работодателей, ТОО «Тенгизшевройл», а также заместители акимов областей, гг. Алматы, Нур-Султан и Шымкент.

Министр труда и социальной защиты населения РК Серик Шапкенов проинформировал участников заседания о принимаемых мерах по регулированию трудовых отношений. Он сообщил, что на сегодняшний день в Казахстане насчитывается более 340 тыс. активно действующих предприятий, на которых работают 6,7 млн человек.

«Контроль над соблюдением трудовых прав работников осуществляется 246 государственными инспекторами труда, которыми в 2021 году было проведено 5 130 проверок, в результате которых выявлено 10 783 нарушения. По итогам проведенной работы работодателям было выдано 3 371 предписание и наложено 1 334 штрафа на сумму 278,2 млн тенге», – рассказал Серик Шапкенов.

На предприятиях страны пострадало 1 465 человек, что на 2,5% ниже аналогичного периода прошлого года (в 2020 году – 1 503 чел.). При этом 200 человек – погибли, что на 2,4% ниже по сравнению с 2020 годом, когда погибли 205 человек.

«Для оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах и реализации по их результатам комплекса мер, проведена аттестация 4 206 производственных объектов, создано более 15,5 тыс. производственных советов, где внутренний контроль осуществляют более 18 тыс. технических инспекторов. Кроме того, на 2 796 предприятиях внедрены международные стандарты по безопасности и охране труда (OHSAS 18001, МОТ-СУОТ)», – сообщил глава МТСЗН.

Он также отметил, что в прошедшем году 164 предприятия внедрили проект «Народный контроль», 292 предприятия присоединились к Концепции нулевого травматизма «Vision Zero».

В ходе заседания представители ТОО «Тенгизшевройл»  проинформировали об оказываемых мерах по обеспечению занятости высвобождаемых работников предприятия. В начале 2021 года в результате завершения Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением были высвобождены 4 649 человек, из которых 37% – жители Атырауской области. 1 286 человек получили рабочие места внутри проектов ТШО и 594 человека – вне организации. Для остальных работников местными исполнительными органами ведется работа по трудоустройству.

В свою очередь Серик Шапкенов сообщил, что государственными органами совместно с ТШО утверждена Дорожная карта мероприятий по мониторингу планового высвобождения и обеспечению занятости высвобождаемых работников ТОО «Тенгизшевройл» на 2021-2023 годы.

«На начало прошлого года по республике заключено более 144,8 тыс. меморандумов по сохранению рабочих мест. При исполнении работодателями взятых обязательств обеспечится сохранение 2,8 млн рабочих мест», – подчеркнул глава МТСЗН.

Кроме того, членами РТК была одобрена Концепция безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года (далее – Концепция), которая разработана с целью развития риск ориентированной национальной системы управления охраной труда, обеспечивающей реализацию прав работников на безопасные условия труда. В рамках Концепции к 2030 году определены 4 основные задачи:

– модернизация Национальной системы управления охраной труда на основе риск ориентированного подхода;

– экономическое стимулирование мер по снижению профессиональных рисков;

– развитие профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда;

– повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда.

В ходе реализации Концепции к 2030 году планируется достичь снижения до 15% количества работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, снизить число пострадавших в результате несчастных случаев на производстве до 0,24 (на 1000 работающих), а также снизить до 15% долю нарушений в области охраны труда к общему числу выявленных нарушений по результатам проверок на соблюдение трудового законодательства.

В ходе заседания профсоюзы внесли ряд предложений по качественному совершенствованию системы оплаты труда на законодательном уровне.

В частности, в целях создания механизмов воздействия работников на принимаемые работодателем решения в части оплаты труда, предложено внести в ст.107 Трудового кодекса РК дополнения, предусматривающие издание актов работодателя, определяющих систему оплаты труда, с учетом мнения представителей работников. Также на законодательном уровне предусмотреть право работника приостановить работу в случае невыполнения работодателем своих обязательств по оплате труда.

Не смотря на конституционное обеспечение права вознаграждения за труд, проблема задолженности оплаты труда, все еще остается актуальной. Согласно статье 113 Трудового кодекса РК, в случае невыплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки, работодатель несет административную ответственность и обязан выплатить работнику задолженность и пеню за период задержки платежа. При этом для работника предусмотрено лишь его право своевременно и в полном объеме получать заработную плату, без каких-либо возможностей воздействовать на работодателя. В этой связи предлагается законодательно закрепить право работника приостановить работу и отсутствовать на рабочем месте на весь период до выплаты задержанной суммы и пени. В качестве исключений из данной нормы необходимо предусмотреть случаи введения военного и чрезвычайного положения, организации жизнеобеспечения населения и т.д.».

Наряду с этим,  предложено ратифицировать Конвенцию № 173 МОТ  “О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя” в полном объеме.

Профсоюзы предлагают введение обязательной ежегодной индексации минимального размера заработной платы, а также регламентации порядка и сроков проведения индексации заработных плат в экономике.

В соответствии с п.п. 2) п.2 ст. 157 Трудового кодекса РК, включение в коллективный договор порядка индексации заработной платы является лишь возможностью, а не обязательным его положением. В этой связи предлагается предусмотреть норму о ежегодной индексации минимального размера заработной платы на оценочную величину годового индекса потребительских цен за текущий календарный год.

Отдельный блок предложений  направлен на устранение правовых пробелов в системе определения минимального размера заработной платы, стоимости продовольственной корзины и величины прожиточного минимума.

Данные показатели не соответствуют реальным потребностям казахстанцев и поэтому профсоюзы настаивают на ратификации Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».

В мировой практике принято, что МРЗП должен быть на уровне 50% от среднемесячной заработной платы, что в условиях Казахстана составляет примерно 125 тыс. тенге. Также для определения МРЗП в ряде стран применяется так называемый «минимальный потребительский бюджет» – расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку благ и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня. Председатель ФПРК.

Профсоюзы предлагают также пересмотреть размер социального пособия по временной нетрудоспособности, путем его установления на уровне ста процентов от средней заработной платы работника за последние двенадцать месяцев.

В связи с тем, что размер пособия не превышает 15 МРП, как правило, работники лишаются части заработной платы в случае болезни. Размер пособия остается очень низким. Например, в 2022 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 45,9 тыс. тенге – 77% от МРЗП».

До 2014 года утверждение повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевыми соглашениями, входило в компетенцию Правительства. Вместе с тем, в настоящее время размер повышенных должностных окладов или доплат определяется коллективным договором или актом работодателя с учетом отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением. Однако на практике установление и применение повышающих отраслевых коэффициентов носит бессистемный характер, а их расчетная величина фактически не имеет научно обоснованных подходов и зависит от возможностей профсоюзов по отстаиванию своих позиций.

Наряду с этим предлагается включить в компетенцию Правительства утверждение методики по расчету повышающих отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности.

Профсоюзы предлагают законодательно предусмотреть право работников на участие в управлении предприятием непосредственно или через своих законных представителей. Важное значение имеет проведение регулярных трудовых консультаций, которые позволили бы предупреждать потенциальные трудовые конфликты и выстраивать конструктивные коммуникации с работниками. В связи с чем предлагается включить в Трудовой кодекс обязательство работодателей по организации и проведению таких трудовых консультаций.

В завершение заседания Заместитель Премьер-министра поручил продолжить работу по обеспечению трудовых прав и трудоустройства работников, вести постоянный мониторинг рисков высвобождения, сокращения и других нарушений трудовых прав работников, принять меры к работодателям, допускающим рост производственного травматизма, а также принять меры по недопущению трудовых конфликтов.

Ералы Тугжанов подчеркнул, что социальное партнерство является одним из механизмов реализации политики государства в области социальных и трудовых отношений, который позволяет решать вопросы социально-экономических интересов работников, соблюдения трудовых гарантий, сохранения социальной стабильности.