08 02 2023 01

3 января 2023 года подписан Закон № 188-VII "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции и обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите", который предусматривает:

  1. Установление ответственности за необоснованное обогащение

Органами государственных доходов осуществляется контроль за соответствием официальных доходов и расходов служащих, которые в случае выявления расхождений оповещают об этом уполномоченный орган по противодействию коррупции. До применения мер ответственности служащему, как и ранее, предоставляется возможность объяснить законность происхождения средств для покрытия расходов.

В дальнейшем при поступлении на государственную службу или на работу в субъект квазигосударственного сектора сведения о том, что служащий был уволен со службы (работы) по отрицательным основаниям за необоснованное обогащение, а также о совершении им иных коррупционных правонарушений могут быть запрошены потенциальным работодателем в электронной форме у государственного органа, ответственного за ведение государственной правовой статистики и специальный учет, или через веб-портал «электронного правительства» (ранее обязанность предоставлять сведения о совершении коррупционных правонарушений возлагалась на самих граждан (служащих)).

  1. Стандарты поведения

Кроме того, Законом устанавливаются отдельные антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности для служащих и приравненных к ним лиц. Так, служащим запрещается замещать должности в органе управления (наблюдательном совете, исполнительном органе) одного и того же субъекта квазигосударственного сектора, если они являются супругами, близкими родственниками и/или свойственниками. К близким родственникам при этом относятся родители, дети, в том числе приемные, усыновители (удочерители), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, к свойственникам – полнородные и неполнородные братья и сестры, родители и дети супругов. А приравненным к служащим лицам в субъектах квазигосударственного сектора (за исключением государственных предприятий) предоставляется право замещать оплачиваемые должности в органах управления, наблюдательных советах, исполнительных органах дочерних и зависимых организаций соответствующих субъектов и иных аффилированных с ними юридических лиц.

  1. Защита заявителей

Принятый нормативный правовой акт также конкретизирует некоторые положения законодательства, касающиеся защиты лиц, раскрывающих информацию о преступлениях, в том числе коррупционных, в частности: меры защиты заявителей теперь также распространяются на лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступлений; основанием для предоставления мер защиты может стать: 1) раскрытие информации о факте совершения коррупционного правонарушения; 2) предоставление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение; 3) иное содействие, имеющее (имевшее впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения; меры защиты включают: 1) защиту от нарушения прав и законных интересов в сфере трудовых отношений в течение 3 лет с момента раскрытия информации о правонарушении или оказания иного содействия в противодействии коррупции, включая запрет на привлечение к дисциплинарной ответственности, увольнение (освобождение от занимаемой должности), перевод на другую должность без согласия дисциплинарной комиссии или иного коллегиального органа, создаваемых для рассмотрения объективности соответствующих действий; 2) обеспечение конфиденциальности данных о раскрытии информации о преступлении при наличии соглашения о неразглашении информации.

Изменения и дополнения в Трудовой кодекс РК:

- Работник имеет право  на заключение соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции (дополнение в пп. 26 п.1 ст. 22 ТК вводится в действие с 07.03.2023 года).

- Работодатель обязан при обращении работника в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или оказания иного содействия в противодействии коррупции в организации, работником которой он является, заключить с данным работником при наличии его намерения соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции (дополнение в пп. 29 п.2 ст. 23 ТК вводится с 07.03.2023 года).

- Не допускается трудоустройство: на должность в субъекте квазигосударственного сектора, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, лица, которое в течение трех лет до трудоустройства уволено или освобождено от занимаемой должности, а равно прекратило полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (дополнение в пп. 2-1, п 2 ст.26 ТК вводится с 2027 года).

- В пункт 3 статьи 32 "Документы, необходимые для заключения трудового договора"

 «3. При поступлении лица на должность гражданской службы, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, или на работу в субъект квазигосударственного сектора работодатель истребует в отношении данного лица сведения о совершении им коррупционного преступления посредством информационных систем государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, или веб-портала «электронного правительства» водится с 07.03.2023 года).

При поступлении лица на должность гражданской службы или в субъекте квазигосударственного сектора, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, работодатель истребует в отношении данного лица сведения об увольнении или освобождении от занимаемой должности, а равно прекращении полномочий по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» посредством информационных систем государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, или веб-портала «электронного правительства» (вводится с 2027 года).

- Трудовой договор с работником по инициативе работодателя подлежит расторжению в случаях  несоответствия расходов лица, на которого распространяются требования Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», его доходам, влекущему увольнение или освобождение от занимаемой должности, а равно прекращение полномочий по отрицательным мотивам в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (дополнение в пункт 1-1 статьи 52). При это такое расторжение трудового договора производится на основании уведомления уполномоченного органа по противодействию коррупции (изменение вводится с 2027  года).

- Изменения также внесены в пункт 4 статьи 139:

«4. На должности гражданской службы, связанные с выполнением функций, приравненных к государственным, не может быть принято лицо:

1) ранее совершившее коррупционное преступление;

2) которое в течение трех лет до поступления на гражданскую службу уволено или освобождено от занимаемой должности, а равно прекратило полномочия по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (вводится с 2027 года).

- В статью 159 внесли дополнение в части рассмотрения трудового спора с  сотрудником, оказавшим содействие в противодействии коррупции  (статью дополнили пунктом 4-1):

«4-1. Индивидуальный трудовой спор, стороной которого выступает работник, в том числе ранее состоявший в трудовых отношениях, оказывающий (оказавший) содействие в противодействии коррупции в организации путем информирования вышестоящего руководителя и (или) руководства данной организации, рассматривается с обязательным приглашением представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», и обеспечением конфиденциальности при наличии соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции, заключенного в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.
Приглашение представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции производится путем направления организацией, указанной в части первой настоящего пункта, уведомления и соответствующих материалов, связанных с трудовым спором, в уполномоченный орган по противодействию коррупции с указанием места и времени рассмотрения трудового спора не позднее трех рабочих дней до его рассмотрения.

В случае неявки представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции на рассмотрение трудового спора заседание согласительной комиссии проводится без его участия в порядке, определенном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

Требования частей первой, второй и третьей настоящего пункта действуют в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения работника о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания им иного содействия в противодействии коррупции.
В случае поступления руководителю организации уведомления уполномоченного органа по противодействию коррупции о необходимости рассмотрения индивидуального трудового спора между работником, в том числе ранее состоявшим в трудовых отношениях, оказавшим содействие в противодействии коррупции, и работодателем работодатель обязан принять меры по рассмотрению данного спора в порядке, определенном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (вводится в действие с 07.03.2023 года).

Данные изменения приняты в целях дальнейшего совершенствования законодательства о противодействии коррупции и формирования эффективной системы противодействия коррупции путем введения новых инструментов превенции коррупции на основе передовых международных стандартов.

Пресс-центр ТОП АСП