Исторические данные

по Алматинскому облсовпрофу (Союзу профсоюзов)

Первые документальные данные по созданию единого организующего центра профсоюзов относятся к 31 октября 1919 года. Именно тогда в городе Верном состоялась 1-ая областная конференция уездных Советов профсоюзов на которой ввиду оторванности Семиречъя от Туркес­танского края был учрежден Областной совет профессиональных союзов. На этой же конференции был принят устав Семиреченского облсовпрофа под девизом "В единении сила". В состав Совета входили мусульманские и русские профессиональные организации и пролетарские профсоюзы, которые обязаны были иметь Устав, утвержденный облсовпрофом.

К моменту образования облсовпрофа на территории, охваченной им, действовали немногочисленные союзы металлистов, то­варищества землеробов, кожевников, мясников и других. Особого внимания заслуживает тот факт, что облсовпроф имел границы от Пиш­кека, Токмака, Пржевальска, Гавриловки и Джаркентского уезда.

В своем развитии облсовпроф и его организации прошли вместе с госу­дарством несколько основных исторических этапов.

Первый из них можно обозначить как:

«Осуществление первых социалистических преобразований - Трудовой фронт (1919-1937 гг.)»

            Структура профсоюзов стала совпадать со структурой партии, ввиду той роли, которая все более стала конкретизироваться во вспо­могательную структуру связующую партию, государство, трудящихся и крестьянские массы, т.е., как организация, объединяющая людей слабо­ охваченных партийным воздействием.

Для укрепления профсоюзов по решению облсовпрофа в уездных городах открывались Уездные Советы, которые были ему подотчетны и руководствовались его инструкциями. Члены уездных Советов утвержда­лись съездами уездных профсоюзов.

Семиреченский облсовпроф, действуя автономно, поддерживал кон­такты с Туркестанским и Всероссийским профцентрами, посылая на их конференции и другие мероприятия своих представителей. В целом ко­личество членов профсоюзов составляло несколько десятков тысяч, а по Республике на I921 год порядка I40 тыс. человек. К этому же периоду относятся и архивные упоминания о союзах народной связи, кожевенного дела и союза земледелия.

            По согласованию с органами ВКП (б) и государства, было решено,   что районные управления и заводоуправления предприятий состоят из лиц, назначаемых по соглашению между соответствующим союзом с одной стороны, коллегии главка и центра - с другой.

            Коллегии (президиумы) губсовнархозов составляются по согла­шению между губпрофсоветом и губисполкомом. Аналогично этому формировались и другие руководящие экономи­ческие организации, например, ведающие мобилизацией, распределением, учетом и охраной рабочей силы (Главкомтруд и пр.). В 1927 году в Средней Азии и Алматинском регионе происходило изменение административно-территориального устройства. В связи с этим Губсоветы были ликвидированы, взамен их созданы окружные. В пределы нашего округа вошли окружные отделения профсоюзов:

  1. Работников села и леса
  2. Кожевников
  3. Печатников
  4. Пищевиков
  5. Строителей

6.Текстильщиков ("Игла" и портные)

  1. Транспортников
  2. Народной связи
  3. Искусства

1О.Медико-санитарного труда

11.Просвещения

12 Советских торговых служащих

13.Коммунального хозяйства

14.Народного питания

15.Водников

            В профсоюзном движении все большое внимание стала занимать под­готовка кадров пролетариата. Строительство Турксиба поставило в порядок дня вопрос относи­тельно организации целого ряда курсов для подготовки рабочих казахов различных квалификаций. Учет национального состава лиц наемного труда в цензовой промышленности на 1 июля 1929 г. дает следующие цифры: рабочих-ка­захов - 29,6 проц., служащих-казахов - 4,3 проц. Учитывая административно-территориальные изменения, повлекшие за собой упразднение структур Семиречья в том числе и облсовпрофа, он с конца 20 годов не функционировал в своем первоначальном виде. Вновь Алма-Атинский областной Совет профессиональных союзов был организован в апреле 1932 года в связи с образованием 10 марта 1932 года Алма-Атинской области.

Второй этап деятельности Алматинских профсоюзов характеризуется, как этап борьбы завершения построения социализма, 1931-1961 гг.

Профсоюзы области в это время, как и вся страна, занимались во­просами укрепления дисциплины, переводом промышленности на удлиненный рабочий день, оседанием кочевого и полукочевого населения, шефской работой, развитием стахановского движения.

В предвоенный этап основной задачей стали вопросы укрепления обороноспособности государства. Профсоюзы и все трудящиеся одобрили удлинение рабочего дня, введение 7-дневной рабочей недели и запреще­ние перехода с одного производства на другое, квалифицируя это меро­приятие как самую реальную меру по укреплению обороноспособности нашей страны.

После начала Великой Отечественной войны в г.Алма-Ата были пере­базированы многие крупные предприятия оборонного значения, такие, как завод им.С.М.Кирова и АЗТМ, игравшие большую роль в про­мышленном потенциале Казахстана и имевшие сильные профсоюзные организации.

            Работа профсоюзов в период войны строилась под лозунгом «Все силы на разгром врага»

В связи с массовым уходом на фронт мужского населения возникла необходимость замены их женщинами и подростками. Например, только в Тастакской МТС Алматинской области с отрывом от производства учились 53 трактористки и 7 помощниц комбайнеров.

После войны профсоюзы занялись организацией восстановления народ­ного хозяйства в мирных условиях

Структура профсоюзов вновь начала претерпевать изменения. Больше внимание стало уделяться работе в социальной сфере, как одной из основных составляющих деятельности профсоюзов.

С 1954 года существует в Алматинский Областной совет профессиональных союзов (Облсовпроф) в виде консолидирующего центра профсоюзов, который, с определенными изменениями, дожил до конца 20 столетия.

Путь Совета бы не прост, его разделяли и соединяли, порой в рамках общесоюзных кампаний. Так, во исполнение решений Пленума ЦК было принято постановление "Об организа­ции в Алматинской области 2-х самостоятельных Облсовпрофов – облсовпроф по работе профсоюзов в промышленности и Облсовпроф по работе профсоюзов в сельском хозяйстве".

Алматинский сельский Облсовпроф был организован 16 апреля 1963г., а промышленный - 19 апреля 1963 г. Но когда кампания закончилась и выяснилась её неэффективность, то 15 декабря 1964 г. постановлением Казсовпрофа "О восстановлении в областях единых профсоюзных органов" сельский и промышленный облсовпрофы было решено объединить. В итоге сельский и промышленный облсовпрофы были объединены 21 декабря 1964 г. на объединенном пленуме промышленного и сельского облсовпрофов. После этого работа приобрела новый импульс, выросло профсоюзное членство. В 1969 г. на профобслуживании Совета было 2047 ФЗМК, объединенных и групповых комитетов профсоюзов с общим числом работающих - 512743, из них - 479520 - члены профсоюза.

Профсоюзы занимались оздоровлением работников, кино, соцсоревнованием, изо­бретательством и многим другим. И наши достижения даже в масштабах СССР были не последними. Например, в том же 1982г. в социалистическом соревновании в СССР участвовало свыше 107 млн. трудящихся, движение за коммунистическое отношение к труду охватывало б8 млн. человек. А в нашей области 926 тысяч человек, за коммунистическое отношение к труду боролось более 653 тыс. человек. Получили развитие инициативы и почины, давшие боль­шое экономическое и социальное значение. Среди них такие, как "Ра­ботать без отстающих", "Рабочая эстафета", "Честь и слава по труду!", "В профсоюзной группе ни одного нарушения трудовой дисциплины и об­щественного порядка". Профсоюзы считали, что решение задач научно-технического прогрес­са немыслимо без всемерного развития творческой активности масс, но­ваторства, движения изобретателей и рационализаторов. Облсовпроф и профсоюзы уделяли этому огромное внимание. Членами НТО и ВОИР в об­ластях явились 130 тысяч человек. Ими было в 1982 году внедрено бо­лее 15 тысяч рацпредложений, 239 изобретений и 950 рекомендаций по новой технике с общим экономическим эффектом в 38 миллионов рублей.

На предприятиях работали постоянно-действующие производственные совещания (ПДПС). Как и бригадная форма самоуправления, они способ­ствуют всемерному развитию творческой инициативы рабочих и служащих. Через них развивалась самоуправление, а их было свыше 1300. В их составе работали 52 тыс. человек и среди них две трети - рабочие. Благодаря этому в 1982 году в производство внедрено 9,7 тыс. предложений с экономическим эффектом 7,7 мил.рублей.

Работала система социального страхования - оно было большим со­циальным завоеванием, через которое шло широкое обеспечение трудящих­ся в старости, при наступлении временной нетрудоспособности или инва­лидности, а также в других случаях. Социальное страхование, которым

мы управляли, являлось системой профилактических мероприятий, направ­ленных на охрану здоровья трудящихся и членов их семей. По нашей об­ласти бюджет социального страхования только в 1984 году был более 155 млн.рублей. Расходы по временной нетрудоспособности почти 62 мили.рубл­ей, на выплату пенсий работающим пенсионерам тогда выплачивалось по­рядка 39 млн.рублей, а на санаторно-курортное лечение, отдых и туризм ­6,5 млн.рублей. Единая система социального страхования была введена в 1977 г. и для колхозников. Управление этим делом также передано профсоюзам. Для колхозников - членов профсоюзов размеры пособия по времен­ной нетрудоспособности определены на уровне, установленном для рабочих и служащих. И всё это работало во многом за счет простых председателей профкомов.

3а счет средств социального страхования профсоюзы осуществляли разнообразные оздоровительные мероприятия. В их распоряжении только в нашей области были 3 санатория, 16 санаториев-профилакториев, дом отдыха, 3 туристических базы, две гостиницы и около ста баз отдыха.

Доля проводивших лечение и отдых по профсоюзным путевкам (как пра­вило, льготным) составля'ла 78,3%. Участники Великой Отечественной вой­ны курортно-амбулаторньм лечением обеспечиваются бесплатно и в первую очередь. В пионерские лагеря 50 процентов путевок вьщавались бесплатно, особенно многодетным семьям, воспитанникам детских домов и т.д., ос­тальные - за небольшую часть стоимости.

Четвертый этап - Распад Советского Союза и провозглашение независимости Республики Казахстан.

После распада СССР и провозглашения независимости Республики Ка­захстан, произошли серьезные изменения в законодательстве, была создана новая инфраструктура производства и производственных отношений. Произошёл значительный переток трудовых ресурсов, из государственного в частный сектор. Постепенно поднимался уровень социальной защиты населения.

Профсоюзы региона в соответствии с этими переменами разработали новые подходы к экономике и социальной сфере.

Алматинский облсовпроф первым принял 21 июля 1990 г. свой уставной документ, утвердил статус юридического лица и прошел регистрацию в марте 1992 года как юридическое лицо. Устав предусматривал принципы самостоятельности центра и каждого профсоюза, как этого требовал переход к рыночным отношениям всех хозяйствующих субъектов города и области. В 1995 и 1998 гг. прошли перерегистрацию в связи с принятием Гражданского Кодекса Республики Казахстан и внесения изменений в закон "Об общественных объединениях" как   Объединение юридических лиц «Алматинский Союз профсоюзов»,

Социальное партнерство

1991 году Алматинский Совет профсоюзов впервые договорились о заключении совместных Соглашений с Исполкомом Городского Совета народных депутатов о социальной защите работающих членов профсоюзов и пенсионеров. Было достигнуто понимание того, что особое место в деятельности Совета будут занимать проблемы социального партнерства и взаимодействия с органами власти, объединениями работодателей. Выполнение подписанных Соглашений с акимами и объединениями промышленников и предпринимателей попало под постоянный контроль трехсторонних рабочих комиссий, вошло в пpактику.

Таким образом, Советом и его членскими организациями ведется повседневная, кропотливая работа, которая направлена на активизацию взаимодействия с местными органами власти .

В 1992 году    в связи с отпуском цен на товары первой необходимости, профсоюзы города и области были вынуждены направить пакет жестких требований к Правительству и Верховному Совету Республики Казахстан. В ответ на него Правительство приняло меры по замораживанию цен на основные группы товаров, а местные исполнительные органы навели порядок отпуска товаров по семейным карточкам и нормализовали движение автобусов в вечернее и утреннее время.

В 1993-1994 гг. в связи с принятием Верховным Советом Новой Конституции и Законов «Об общественных объединениях», «О профсоюзах» и «Охране труда» профсоюзы лишились права законодательной инициативы и вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, а фонд социального страхования был передан государству.           Рассмотрение трудовых споров перешло в судебные органы. Такой подход серьезно повлиял на состояние профсоюзного движения. Перед нашим профцентром встал вопрос, как   найти наиболее верные пути сохранения первичных и отраслевых структур и уберечь профсоюзное движение в целом от его дальнейшего распада. В этих целях все наши членские организации в соответствии с требованиями нового Гражданского Кодекса страны прошли перерегистрацию в органах юстиции, а Совет профсоюзов был преобразован в Союз самостоятельных равноправных юридических лиц, делегировавших ему полномочия представительства во властных структурах, без права вмешательства в их собственную деятельность. Этот путь оказался наиболее верным, т.к., начиная с 1999 года падение профчленства в области и в городе Алматы прекратилась и пошел процесс его роста. Численность наших членов профсоюзов превышала 200 тыс.человек.

Начиная с 1995 года в городе и области заключаются 3-х сторонние Соглашения по социальному партнерству. В качестве третьей стороны, помимо профсоюзов и местных органов власти, стали выступать областной и городской Союзы промышленников и работодателей, в создании которых принимал участие и региональный центр профсоюзов.

Во всех организациях города и области, в которых созданы и работают профсоюзные организации, заключаются коллективные договоры, в которых предусматриваются социальные льготы для работников.

Для Алматинского Союза профсоюзов совершенствование системы социального партнерства сейчас является главным вопросом и никаких разногласий с исполнительной властью и работодателями по этому вопросу у нас нет, необходимо лишь нам самим более инициативно решать возникающие вопросы совместно с партнерами. Главной задачей стала работа Союза по повышению уровня законодательной и практической подготовки профсоюзного актива в вопросах социально- экономической и правовой защиты трудящихся.

 

Обучение профсоюзного актива

Большое внимание, профсоюзы региона уделяют обучению профсоюзного актива и членов профсоюзов, тому как грамотно следует отстаивать   их права и интересы в строгом соответствии с действующим законодательством. В этих целях мы проводим обучающие семинары и деловые игры по различным ситуациям на примерах производственных коллективов. Кроме этого, выпускае информационные бюллетени, в которых информируем на новацих в законодательстве, отвечаем на возникающие вопросы и процессе деятельности наших членских организациях. Помогаем практическими советами, далимся опытом по ведению переговоров. Одним словом, индивидуальные и коллективные договоры, заключенные на предприятиях и в организациях, составленные строго в рамках Законов сейчас становятся   настоящей гарантией защиты прав наемных работников. Поэтому мы каждому профсоюзу рекомендуем поднять юридическую грамотность членов профсоюза, оказываем им в этом необходимую практическую помощь.. При таком подходе роль и авторитет каждого профсоюза будут расти, что для профлидеров это очень важно.

В феврале 2015 года на конференции, в связи с принятием нового Звконв РК «О профессиональных союзах», был принят Устав в новой редакции и в июне 2015 года ОЮЛ «Алматинский Союз профсоюзорв» прошел перерегистрацию в департаменте юистии по г.Алматы как Территориальной объединение профсоюзов «Алматинский союз профсоюзов» (ТОП АСП)

В настоящее время он объединяет более 20 профсоюзов - юридических лиц в рядах которых состоит более 130 тыс. человек.