Исторические данные
по Алматинскому облсовпрофу (Союзу профсоюзов)
Первые документальные данные по созданию единого организующего центра профсоюзов относятся к 31 октября 1919 года. Именно тогда в городе Верном состоялась 1-ая областная конференция уездных Советов профсоюзов на которой ввиду оторванности Семиречъя от Туркестанского края был учрежден Областной совет профессиональных союзов. На этой же конференции был принят устав Семиреченского облсовпрофа под девизом "В единении сила". В состав Совета входили мусульманские и русские профессиональные организации и пролетарские профсоюзы, которые обязаны были иметь Устав, утвержденный облсовпрофом.
К моменту образования облсовпрофа на территории, охваченной им, действовали немногочисленные союзы металлистов, товарищества землеробов, кожевников, мясников и других. Особого внимания заслуживает тот факт, что облсовпроф имел границы от Пишкека, Токмака, Пржевальска, Гавриловки и Джаркентского уезда.
В своем развитии облсовпроф и его организации прошли вместе с государством несколько основных исторических этапов.
Первый из них можно обозначить как:
«Осуществление первых социалистических преобразований - Трудовой фронт (1919-1937 гг.)»
Структура профсоюзов стала совпадать со структурой партии, ввиду той роли, которая все более стала конкретизироваться во вспомогательную структуру связующую партию, государство, трудящихся и крестьянские массы, т.е., как организация, объединяющая людей слабо охваченных партийным воздействием.
Для укрепления профсоюзов по решению облсовпрофа в уездных городах открывались Уездные Советы, которые были ему подотчетны и руководствовались его инструкциями. Члены уездных Советов утверждались съездами уездных профсоюзов.
Семиреченский облсовпроф, действуя автономно, поддерживал контакты с Туркестанским и Всероссийским профцентрами, посылая на их конференции и другие мероприятия своих представителей. В целом количество членов профсоюзов составляло несколько десятков тысяч, а по Республике на I921 год порядка I40 тыс. человек. К этому же периоду относятся и архивные упоминания о союзах народной связи, кожевенного дела и союза земледелия.
По согласованию с органами ВКП (б) и государства, было решено, что районные управления и заводоуправления предприятий состоят из лиц, назначаемых по соглашению между соответствующим союзом с одной стороны, коллегии главка и центра - с другой.
Коллегии (президиумы) губсовнархозов составляются по соглашению между губпрофсоветом и губисполкомом. Аналогично этому формировались и другие руководящие экономические организации, например, ведающие мобилизацией, распределением, учетом и охраной рабочей силы (Главкомтруд и пр.). В 1927 году в Средней Азии и Алматинском регионе происходило изменение административно-территориального устройства. В связи с этим Губсоветы были ликвидированы, взамен их созданы окружные. В пределы нашего округа вошли окружные отделения профсоюзов:
- Работников села и леса
- Кожевников
- Печатников
- Пищевиков
- Строителей
6.Текстильщиков ("Игла" и портные)
- Транспортников
- Народной связи
- Искусства
1О.Медико-санитарного труда
11.Просвещения
12 Советских торговых служащих
13.Коммунального хозяйства
14.Народного питания
15.Водников
В профсоюзном движении все большое внимание стала занимать подготовка кадров пролетариата. Строительство Турксиба поставило в порядок дня вопрос относительно организации целого ряда курсов для подготовки рабочих казахов различных квалификаций. Учет национального состава лиц наемного труда в цензовой промышленности на 1 июля 1929 г. дает следующие цифры: рабочих-казахов - 29,6 проц., служащих-казахов - 4,3 проц. Учитывая административно-территориальные изменения, повлекшие за собой упразднение структур Семиречья в том числе и облсовпрофа, он с конца 20 годов не функционировал в своем первоначальном виде. Вновь Алма-Атинский областной Совет профессиональных союзов был организован в апреле 1932 года в связи с образованием 10 марта 1932 года Алма-Атинской области.
Второй этап деятельности Алматинских профсоюзов характеризуется, как этап борьбы завершения построения социализма, 1931-1961 гг.
Профсоюзы области в это время, как и вся страна, занимались вопросами укрепления дисциплины, переводом промышленности на удлиненный рабочий день, оседанием кочевого и полукочевого населения, шефской работой, развитием стахановского движения.
В предвоенный этап основной задачей стали вопросы укрепления обороноспособности государства. Профсоюзы и все трудящиеся одобрили удлинение рабочего дня, введение 7-дневной рабочей недели и запрещение перехода с одного производства на другое, квалифицируя это мероприятие как самую реальную меру по укреплению обороноспособности нашей страны.
После начала Великой Отечественной войны в г.Алма-Ата были перебазированы многие крупные предприятия оборонного значения, такие, как завод им.С.М.Кирова и АЗТМ, игравшие большую роль в промышленном потенциале Казахстана и имевшие сильные профсоюзные организации.
Работа профсоюзов в период войны строилась под лозунгом «Все силы на разгром врага»
В связи с массовым уходом на фронт мужского населения возникла необходимость замены их женщинами и подростками. Например, только в Тастакской МТС Алматинской области с отрывом от производства учились 53 трактористки и 7 помощниц комбайнеров.
После войны профсоюзы занялись организацией восстановления народного хозяйства в мирных условиях
Структура профсоюзов вновь начала претерпевать изменения. Больше внимание стало уделяться работе в социальной сфере, как одной из основных составляющих деятельности профсоюзов.
С 1954 года существует в Алматинский Областной совет профессиональных союзов (Облсовпроф) в виде консолидирующего центра профсоюзов, который, с определенными изменениями, дожил до конца 20 столетия.
Путь Совета бы не прост, его разделяли и соединяли, порой в рамках общесоюзных кампаний. Так, во исполнение решений Пленума ЦК было принято постановление "Об организации в Алматинской области 2-х самостоятельных Облсовпрофов – облсовпроф по работе профсоюзов в промышленности и Облсовпроф по работе профсоюзов в сельском хозяйстве".
Алматинский сельский Облсовпроф был организован 16 апреля 1963г., а промышленный - 19 апреля 1963 г. Но когда кампания закончилась и выяснилась её неэффективность, то 15 декабря 1964 г. постановлением Казсовпрофа "О восстановлении в областях единых профсоюзных органов" сельский и промышленный облсовпрофы было решено объединить. В итоге сельский и промышленный облсовпрофы были объединены 21 декабря 1964 г. на объединенном пленуме промышленного и сельского облсовпрофов. После этого работа приобрела новый импульс, выросло профсоюзное членство. В 1969 г. на профобслуживании Совета было 2047 ФЗМК, объединенных и групповых комитетов профсоюзов с общим числом работающих - 512743, из них - 479520 - члены профсоюза.
Профсоюзы занимались оздоровлением работников, кино, соцсоревнованием, изобретательством и многим другим. И наши достижения даже в масштабах СССР были не последними. Например, в том же 1982г. в социалистическом соревновании в СССР участвовало свыше 107 млн. трудящихся, движение за коммунистическое отношение к труду охватывало б8 млн. человек. А в нашей области 926 тысяч человек, за коммунистическое отношение к труду боролось более 653 тыс. человек. Получили развитие инициативы и почины, давшие большое экономическое и социальное значение. Среди них такие, как "Работать без отстающих", "Рабочая эстафета", "Честь и слава по труду!", "В профсоюзной группе ни одного нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка". Профсоюзы считали, что решение задач научно-технического прогресса немыслимо без всемерного развития творческой активности масс, новаторства, движения изобретателей и рационализаторов. Облсовпроф и профсоюзы уделяли этому огромное внимание. Членами НТО и ВОИР в областях явились 130 тысяч человек. Ими было в 1982 году внедрено более 15 тысяч рацпредложений, 239 изобретений и 950 рекомендаций по новой технике с общим экономическим эффектом в 38 миллионов рублей.
На предприятиях работали постоянно-действующие производственные совещания (ПДПС). Как и бригадная форма самоуправления, они способствуют всемерному развитию творческой инициативы рабочих и служащих. Через них развивалась самоуправление, а их было свыше 1300. В их составе работали 52 тыс. человек и среди них две трети - рабочие. Благодаря этому в 1982 году в производство внедрено 9,7 тыс. предложений с экономическим эффектом 7,7 мил.рублей.
Работала система социального страхования - оно было большим социальным завоеванием, через которое шло широкое обеспечение трудящихся в старости, при наступлении временной нетрудоспособности или инвалидности, а также в других случаях. Социальное страхование, которым
мы управляли, являлось системой профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья трудящихся и членов их семей. По нашей области бюджет социального страхования только в 1984 году был более 155 млн.рублей. Расходы по временной нетрудоспособности почти 62 мили.рублей, на выплату пенсий работающим пенсионерам тогда выплачивалось порядка 39 млн.рублей, а на санаторно-курортное лечение, отдых и туризм 6,5 млн.рублей. Единая система социального страхования была введена в 1977 г. и для колхозников. Управление этим делом также передано профсоюзам. Для колхозников - членов профсоюзов размеры пособия по временной нетрудоспособности определены на уровне, установленном для рабочих и служащих. И всё это работало во многом за счет простых председателей профкомов.
3а счет средств социального страхования профсоюзы осуществляли разнообразные оздоровительные мероприятия. В их распоряжении только в нашей области были 3 санатория, 16 санаториев-профилакториев, дом отдыха, 3 туристических базы, две гостиницы и около ста баз отдыха.
Доля проводивших лечение и отдых по профсоюзным путевкам (как правило, льготным) составля'ла 78,3%. Участники Великой Отечественной войны курортно-амбулаторньм лечением обеспечиваются бесплатно и в первую очередь. В пионерские лагеря 50 процентов путевок вьщавались бесплатно, особенно многодетным семьям, воспитанникам детских домов и т.д., остальные - за небольшую часть стоимости.
Четвертый этап - Распад Советского Союза и провозглашение независимости Республики Казахстан.
После распада СССР и провозглашения независимости Республики Казахстан, произошли серьезные изменения в законодательстве, была создана новая инфраструктура производства и производственных отношений. Произошёл значительный переток трудовых ресурсов, из государственного в частный сектор. Постепенно поднимался уровень социальной защиты населения.
Профсоюзы региона в соответствии с этими переменами разработали новые подходы к экономике и социальной сфере.
Алматинский облсовпроф первым принял 21 июля 1990 г. свой уставной документ, утвердил статус юридического лица и прошел регистрацию в марте 1992 года как юридическое лицо. Устав предусматривал принципы самостоятельности центра и каждого профсоюза, как этого требовал переход к рыночным отношениям всех хозяйствующих субъектов города и области. В 1995 и 1998 гг. прошли перерегистрацию в связи с принятием Гражданского Кодекса Республики Казахстан и внесения изменений в закон "Об общественных объединениях" как Объединение юридических лиц «Алматинский Союз профсоюзов»,
Социальное партнерство
1991 году Алматинский Совет профсоюзов впервые договорились о заключении совместных Соглашений с Исполкомом Городского Совета народных депутатов о социальной защите работающих членов профсоюзов и пенсионеров. Было достигнуто понимание того, что особое место в деятельности Совета будут занимать проблемы социального партнерства и взаимодействия с органами власти, объединениями работодателей. Выполнение подписанных Соглашений с акимами и объединениями промышленников и предпринимателей попало под постоянный контроль трехсторонних рабочих комиссий, вошло в пpактику.
Таким образом, Советом и его членскими организациями ведется повседневная, кропотливая работа, которая направлена на активизацию взаимодействия с местными органами власти .
В 1992 году в связи с отпуском цен на товары первой необходимости, профсоюзы города и области были вынуждены направить пакет жестких требований к Правительству и Верховному Совету Республики Казахстан. В ответ на него Правительство приняло меры по замораживанию цен на основные группы товаров, а местные исполнительные органы навели порядок отпуска товаров по семейным карточкам и нормализовали движение автобусов в вечернее и утреннее время.
В 1993-1994 гг. в связи с принятием Верховным Советом Новой Конституции и Законов «Об общественных объединениях», «О профсоюзах» и «Охране труда» профсоюзы лишились права законодательной инициативы и вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, а фонд социального страхования был передан государству. Рассмотрение трудовых споров перешло в судебные органы. Такой подход серьезно повлиял на состояние профсоюзного движения. Перед нашим профцентром встал вопрос, как найти наиболее верные пути сохранения первичных и отраслевых структур и уберечь профсоюзное движение в целом от его дальнейшего распада. В этих целях все наши членские организации в соответствии с требованиями нового Гражданского Кодекса страны прошли перерегистрацию в органах юстиции, а Совет профсоюзов был преобразован в Союз самостоятельных равноправных юридических лиц, делегировавших ему полномочия представительства во властных структурах, без права вмешательства в их собственную деятельность. Этот путь оказался наиболее верным, т.к., начиная с 1999 года падение профчленства в области и в городе Алматы прекратилась и пошел процесс его роста. Численность наших членов профсоюзов превышала 200 тыс.человек.
Начиная с 1995 года в городе и области заключаются 3-х сторонние Соглашения по социальному партнерству. В качестве третьей стороны, помимо профсоюзов и местных органов власти, стали выступать областной и городской Союзы промышленников и работодателей, в создании которых принимал участие и региональный центр профсоюзов.
Во всех организациях города и области, в которых созданы и работают профсоюзные организации, заключаются коллективные договоры, в которых предусматриваются социальные льготы для работников.
Для Алматинского Союза профсоюзов совершенствование системы социального партнерства сейчас является главным вопросом и никаких разногласий с исполнительной властью и работодателями по этому вопросу у нас нет, необходимо лишь нам самим более инициативно решать возникающие вопросы совместно с партнерами. Главной задачей стала работа Союза по повышению уровня законодательной и практической подготовки профсоюзного актива в вопросах социально- экономической и правовой защиты трудящихся.
Обучение профсоюзного актива
Большое внимание, профсоюзы региона уделяют обучению профсоюзного актива и членов профсоюзов, тому как грамотно следует отстаивать их права и интересы в строгом соответствии с действующим законодательством. В этих целях мы проводим обучающие семинары и деловые игры по различным ситуациям на примерах производственных коллективов. Кроме этого, выпускае информационные бюллетени, в которых информируем на новацих в законодательстве, отвечаем на возникающие вопросы и процессе деятельности наших членских организациях. Помогаем практическими советами, далимся опытом по ведению переговоров. Одним словом, индивидуальные и коллективные договоры, заключенные на предприятиях и в организациях, составленные строго в рамках Законов сейчас становятся настоящей гарантией защиты прав наемных работников. Поэтому мы каждому профсоюзу рекомендуем поднять юридическую грамотность членов профсоюза, оказываем им в этом необходимую практическую помощь.. При таком подходе роль и авторитет каждого профсоюза будут расти, что для профлидеров это очень важно.
В феврале 2015 года на конференции, в связи с принятием нового Звконв РК «О профессиональных союзах», был принят Устав в новой редакции и в июне 2015 года ОЮЛ «Алматинский Союз профсоюзорв» прошел перерегистрацию в департаменте юистии по г.Алматы как Территориальной объединение профсоюзов «Алматинский союз профсоюзов» (ТОП АСП)
В настоящее время он объединяет более 20 профсоюзов - юридических лиц в рядах которых состоит более 130 тыс. человек.